Правила повторения
Опубликовано 29.10.2010 13:15
Копылов Юрий Геннадьевич, преподаватель высшей категории с 2003 г.
Предлагаю несколько рекомендаций, основанных на достижениях психологической науки в области изучения законов памяти и рационального повторения. Они позволят Вам серьёзно облегчить школьную (студенческую) жизнь. Рекомендации для обучения с высоким КПД (коэффициентом полезного действия) - Память восприимчива к информации с третьей по двадцать первую минуту занятия, Занимайтесь часто, но понемногу.
- Главное в восприятии – образность (она зависит от вашего воображения, и таланта рассказчика) и наглядность (изучаемое нужно видеть при помощи наглядных и технических средств обучения: презентации, фильмы и т.п.) - создание яркого, четкого зрительного образа, т.е. изучаемый материал необходимо представлять или видеть. Зрительный нерв толще слухового в 25 раз, отсюда и более крепкая зрительная память.
- Если информация в мозге удерживается, менее 20 сек., она теряется безвозвратно! Какой учитель или репетитор Вам даст на это время?
- Текстовую информацию учебников необходимо сократить в 3-20 раз до объёма конспектов. Купите в магазине или скачайте с Интернета «шпаргалки», или же сами составьте конспекты.
- Обучение должно быть построено на методах рационального повторения. Еще 125 лет назад Герман Эббингауз экспериментально доказал, что забывание подчиняется гиперболической зависимости. То есть большая часть информации теряется сразу после запоминания, а с течением времени её забывается все меньше и меньше. За первые 8 часов теряется такой же объём информации, как и за последующие 30 дней (720 часов)! Доказано, что и повторение должно быть растянуто во времени тоже по гиперболе.
Зелёным цветом обозначен объём забываемой информации, бирюзовым цветом обозначена интенсивность повторения. В идеале повторения распределяются следующим образом: - 1-й день: сразу после первичного изучения, через 20 мин. и через 8 часов;
- 2-й день: 1 раз;
- 4-й день: 1 раз;
- 7-й день: 1 раз;
- 21-й день: 1 раз;
- 90-й день: 1 раз
Это общая схема. Можно её нарушать (за восемь лет опробовал разные схемы на 56 школьниках и студентах разных возрастов имевших разныйIQ). Главное – первый день! Если просто пару раз прочитать, то остаётся в лучшем случае, 5-10 %. И не пугайтесь такого числа повторений: с каждым разом они сокращаются до двух-трёх минут.
7. Повторение должно быть активным: ответы на вопросы по теме, решение тестовых заданий, пересказ. Помните, что пересказ это лучший метод повторения, т.к. кроме зрительной памяти подключается слуховая память. История
|